Древние города в Анталии
Расположенный в районе Каш близ Анталии, Ксанф был столицей Ликии в 3000 г. до н.э. Этот город был административным центром ликийцев и был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году.
Один из старейших городов Ликийского союза – Патара – является важным символом истории Анатолии. На месте археологических раскопок сохранены уникальные руины, включая театр и Входные ворота.
Симена, недалеко от Демре и Каша, доступна только по морю. Оттуда открывается вид на остров Кекова с затонувшим городом. В городе сохранились подводные скальные гробницы и замок, который можно посетить.
Древний город Мира (ныне Демре), расположенный на востоке провинции Анталия, был одним из самых могущественных городов Ликийского Союза. Он известен своим прекрасно сохранившимся театром римской эпохи и высеченными в скалах гробницами с видом на театр. В Демре также находится церковь Святого Николая, епископа 4-го века, более известного сегодня как Санта-Клаус.
Фазелис был важным торговым центром, а также важным портом для античного города Адалья. Город славился своей красивой архитектурой, мраморными улицами и храмами. В настоящее время туристы могут увидеть руины древних зданий, театр, амфитеатр и храмы, которые хранят историю и культуру этого удивительного места. Фазелис также славится своими красивыми пляжами, чистым морем и потрясающими видами на горы. Это прекрасное место для тех, кто ценит историю, природу и красоту.
Древний город Олимпос расположен на берегу моря, недалеко от Чиралы, на южной стороне горы Тахталы. Олимпос, входивший в Ликийский союз, был морским торговым городом. В настоящее время этот район является Национальным парком.
Термессос, расположенный к востоку от города Анталия, – один из наиболее хорошо сохранившихся древних городов Турции и один из наиболее выдающихся археологических памятников. Нетронутый древний город был построен на крутом склоне холма, поросшего сосновым лесом. Считается, что это одно из немногих мест, которые не удалось завоевать Александру Македонскому!
Перге, расположенный к востоку от города Анталии, был важным городом Памфилии. У дороги, ведущей к древнему стадиону, выставлены артефакты из разных частей античного города.
В городе Аспендос, расположенном недалеко от города Серик в провинции Анталия, находится отдельно стоящий римский театр, один из наиболее хорошо сохранившихся в мире. Он до сих пор используется для проведения музыкальных концертов и оперных фестивалей.
Сиде — один из самых известных античных городов Турции. Он расположен на берегу Эгейского моря и славится своими древними руинами и культурным наследием. Город был основан в VII веке до н. э. греческими колонистами из Коринфа и с тех пор пережил множество исторических событий.
Благодаря своему стратегическому расположению, Сиде стал важным портом и торговым центром в античное время. В городе сохранились развалины амфитеатра, храмов, агоры и других зданий, а также знаменитый Аполлонов храм, который является символом города.
Сиде также славится своими красивыми пляжами, уютными отелями и возможностями для активного отдыха. Город привлекает туристов со всего мира своей богатой историей, удивительной архитектурой и приятным климатом. Посетив Сиде, можно проникнуться духом древности и насладиться красотой природы.
Девичий замок (Кызкалеси), также известный как Морской замок, является символическим сооружением побережья Мерсина. Замок с величественными стенами, сохранившимися до наших дней, расположен на островке посреди моря в Эрдемли.
Ходят разные слухи насчёт строительства замка. Согласно найденной здесь надписи, замок был построен Леоном I в 1199 году. Однако, по словам известного историка Геродота, более древнее название замка – Корикос, и он был построен кипрским принцем по имени Корикос. Страбон упоминает, что пираты использовали замок в качестве убежища в римский период. Основание Девичьего замка, который на протяжении всей истории находился под властью селевкидов, римлян, византийцев, сельджуков, армян, французов, караманидов и осман, датируется 4 веком до нашей эры.
Античный город Анаварза расположен в деревне Дилеккая, которая находится в 28 км к югу от районного центра Козан. Римляне передали управление этим регионом Таркондимоту, которого они назначили вассальным царем в 1 веке до нашей эры. Перейдя под римское владычество в 1 веке до нашей эры, античный город рос и развивался и стал одним из важнейших мегаполисов Анатолии. Улица с колоннадой, бани, руины церкви, театр, амфитеатр, стадион, акведуки и скальные гробницы, некрополь и древняя дорога на западе города, мозаика бассейна, посвящённая морской богине Фетиде, триумфальная арка с 3 входами и замок Ортачаг, стоящий на холме и возвышающийся подобно острову в центре античного города — всё это значимые произведения искусства. Античный город Анаварза был внесен в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году.
Античный город Сагалассос в Бурдуре
Несмотря на то, что потрясающие скульптуры императора Марка Аврелия и императора Адриана из Сагалассоса теперь перевезены в музей Бурдура, сам город остаётся огромным и впечатляющим и уже почти десять лет находится в Предварительном списке всемирной истории ЮНЕСКО.
Сами руины лежат на горе Акдаг в горах Западный Тавр на высоте 1450-1700 метров. Город был известен как «первый город Писидии» (то есть столица региона), и одной прогулки по древнему центру города достаточно, чтобы понять, почему. В эпоху Адриана город был на пике своего развития и остается одним из самых хорошо сохранившихся поселений во всей Малой Азии.
Туннель Тита Веспасиана в Хатае
Строительство туннеля, который был включен в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году, было начато в 69 году н.э. по приказу римского императора Веспасиана с целью защиты от опасных для жизни наводнений и паводков. Строительство туннеля, который должен был обогнуть город и изменить направление течений, продолжалось до периода 81 г. н.э., преемника и сына Веспасиана, Тита, и было завершено Антонием Пием во 2 веке нашей эры. Над строительством туннеля работали римские легионы и рабы. Он был полностью вырублен в горе и имеет длину 1380 м, высоту 7 м и ширину 6 м.
Древние корни в Ыспарте
Испарт — город, где сменилось много правителей, но сохранилось множество ценных артефактов. Музей города хранит богатую коллекцию монет, образцы турецкого фольклора, римские рельефы и произведения искусства османского периода. Мечеть Фирдевс Паша, фонтан Йылан Коран, минарет Кынык, а также Ялвач и Сарыкыркагач впечатляют своей красотой и древними корнями. Все это делает Высарт одним из самых удивительных исторических городов, который заставляет вас окунуться в прошлое и почувствовать дух древности.
Каратепе-Асланташ — музей под открытым небом в Османие
В 24 км к востоку от района Кадирли провинции Османие, замок Каратепе является уникальным образцом оборонительной архитектуры как пограничный замок Аданавы — города-государства, существовавшего в поздний хеттский период в Анатолии. Построить его приказал «правитель региона» Азативада в 8 веке до нашей эры, чтобы защитить город от нападений с севера.
Площадка археологических раскопок Каратепе-Асланташ, расположенная в одноименном национальном парке площадью 4341 гектар, является прекрасным примером успешной археологической консервации и приветствует посетителей как первый и самый большой музей под открытым небом в Турции. Это место пропитано историей, окружено красивыми пейзажами, дикой природой и плотиной Асланташ.
Площадка археологических раскопок Каратепе-Асланташ внесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2020 году.
Чатал-Хююк — один из самых древних городов в мире. История архитектуры Турции начинает свой отсчет с 7400 г. до н.э., с поселения Чатал-Хююк. Это примечательное место считается одним из самых ранних городских поселений мира. Городской пейзаж Чатал-Хююка характеризуется тем, что его прямоугольные постройки плотно примыкали друг к другу, и между ними не было улиц. Это означало, что роль улиц должны были выполнять крыши, по которым люди могли перемещаться внутри поселения, и доступ в дома также должен был осуществляться через крыши.
Троя — новаторские архитектурные решения и самая известная битва в древней истории. В свою очередь в Трое можно наблюдать инновационные архитектурные решения, в частности, одни из самых ранних построек мегаронного типа, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры. Постройки такого типа, как правило имеют прямоугольную форму и вход c крыльцом с фронтальной стороны здания. В древнем мире это был один из наиболее распространенных типов построек, который позже часто использовался при построении греческих храмов.
Приена — наиболее хорошо сохранившийся классический город древности. Приена дает возможность в полной мере представить себе городской пейзаж древнего города IV века до н.э. во время его расцвета в один из самых интересных периодов древнего мира. В 350 г. до н.э. древнее поселение Приена было перенесено, вероятно, из-за заиления реки Меандр. Срочная необходимость заново возвести город на новом месте побудила планировщиков разработать планировку города по Гипподамовой системе. Сегодня считается, что такая планировка значительно опережала свое время.
Архитектура римской эпохи Большинство древних архитектурных памятников Турции относятся к славному периоду «Августова мира» (Pax Romana) в I–II вв. н.э., когда в течение относительно длительного периода царил мир, что позволило городам активно развиваться и благодаря чему в них стали появляться такие монументальные строения, как бани, гимназии, фонтаны и храмы как свидетельство роскоши и процветания. Эти строения часто дарились богатыми меценатами.
Сельджукская архитектура
Сельджуки пришли в Анатолию в начале XI века н.э., и когда в конце XII века при Кылыче Арслане II в Сельджукском государстве установилась политическая стабильность, началась реализация крупного проекта по улучшению инфраструктуры и коммуникации в пределах Сельджукского государства, появился ряд караван-сараев с целью создания безопасного торгового пути, соединяющего города. Караван-сараи выполняли роль хорошо укрепленных гостиниц для торговцев и путешественников и строились на наиболее важных караванных путях на расстоянии дневного перехода. Караван-сараи не только предоставляли проживание и питание торговцам, в них также можно было разместить вьючных животных и товары. Караван-сараи охранялись армией правительства. Обеспечиваемая ими безопасность способствовала процветанию торговли на протяжении всего XIII века. Поэтому караван-сараи считаются наиболее значимыми архитектурными символами политики и экономики сельджукского периода.
Но сельджуки строили не только караван-сараи. Они также строили общественные здания, такие как мечети, медресе (образовательные и благотворительные комплексы), мавзолеи, мосты и дома для дервишей. Вдохновением для постройки этих зданий служили архитектурные традиции культур, населявших Месопотамию и Анатолию, но при этом результатом этого синтеза стало нечто аутентичное и оригинальное — уникальный сельджукский стиль.
Сооружения, в архитектуре которых глубоко влияние суфизма, мистицизма и шаманизма, украшены мотивами, в основе которых лежит концепция универсального порядка. Вход в здание нередко был обрамлен высеченными на камне геометрическими узорами, отражающими космический порядок, чтобы подчеркнуть, что вход снаружи внутрь символизирует переход от макро- к микрокосмосу. Наиболее распространенным орнаментом была звездная система и растительные мотивы.
Лучшие образцы сельджукской городской архитектуры можно найти в центральной и восточной Анатолии, в частности, в столице Сельджукского государства — городе Конья. Самыми примечательными образцами являются Медресе Каратай, Медресе Тонкого минарета и мечеть Ала ад-Дина.
Османская архитектура
После правления сельджуков в XIII веке в Анатолии начали появляться десятки туркменских династий (бейликов). Одна из этих династий, известная как сыновья Османа, впоследствии стала править Османской империей, одной из самых могущественных и долговечных империй не только Анатолии, но и всего мира.
На османский архитектурный стиль сильное влияние оказала как византийская, так сельджукская архитектура. Увеличение количества куполов, определяющих пространство внизу, является переосмыслением византийских и сельджукских традиций в рамках аутентичного исламского стиля. Хотя первые мечети в основном представляли собой здания кубической формы, увенчанные одним куполом, позже архитекторы, судя по всему, стали искать пути расширения площадей. Мечеть Улу-Джами, или Большая мечеть, в Бурсе является наглядным примером многокупольного сооружения.
Пик османской архитектуры пришелся на XVI век, во многом благодаря мастеру-архитектору Синану, который сумел обеспечить гармоничное сочетание внешнего великолепия своих проектов с богатым внутренним убранством. Достижение апогея в традиции классических мечетей Османской империи стало возможным благодаря нахождению баланса между светом и темнотой, пустым пространством и богатыми украшениями, а также между прямыми и изогнутыми архитектурными линиями. Хотя главным шедевром Синана считается мечеть Селимие в Эдирне, он также является автором многих других потрясающих проектов в Стамбуле, таких как мечеть Сулеймание или мечеть Михримаха-султана, а также комплекса Кылыч Али-паши.
Древний город Германикея в Кахраманмараше
В 64 году до н.э. город Мараш был захвачен римлянами и переименован в Цезарию Германикую в честь императора Гая Цезаря Августа Германика. Мозаика Германикеи, отражающая политическую и культурную жизнь города в это время, является ценным источником информации о жизни и искусстве римлян и ранних византийцев. На ней изображены растительные узоры, архитектурные элементы и бытовые сцены, позволяя нам погрузиться в атмосферу того времени. Эта мозаика является важным наследием древних цивилизаций и открывает перед нами окно в прошлое.
Османские дворцы
Дворец Топкапы – это историческое здание, которое являлось резиденцией османских султанов на протяжении более 400 лет. Построенный в конце XV века, сразу после падения Константинополя, он служил административным центром империи. Однако позже был добавлен гарем, и сюда переехала семья султана.
Архитектурный план дворца был продуман до мелочей – с четырьмя дворами и одним гаремом. Все это было создано с учетом иерархического порядка, где каждый последующий двор предоставлял более высокий уровень безопасности и привилегий. А в гареме находился узкий круг лиц, имевших доступ к семье султана.
Сегодня Дворец Топкапы – это музей, открытый для посещения туристами. Здесь можно увидеть роскошные залы, украшенные драгоценностями и росписями, познакомиться с культурным наследием Османской империи. Каждый уголок дворца пронизан историей и величием древнего времени.
Посетив Дворец Топкапы, можно погрузиться в мир величия империи, почувствовать атмосферу старинного стамбульского дворца и узнать больше о жизни османских султанов. Это по-настоящему удивительное место, которое нельзя пропустить при посещении Стамбула.
Дворец Долмабахче На месте Дворца Долмабахче, который расположен на европейском побережье Босфора, изначально после завоевания Стамбула был сад. Позднее, в XVII веке, по указу султана Ахмеда I, а затем и его преемника султана Османа II сад был расширен, для чего постепенно был засыпан пролив, в связи с чем появилось название «Долмабахче», что в переводе с турецкого означает «насыпной сад». Неоклассический дворец, который мы видим сегодня, был построен в XIX веке по указу султана Абдул-Меджида, который поручил строительство дворца известным стамбульским архитекторам — семье Бальян. Позднее султан Абдул-Меджид со своей семьей переехал из дворца Топкапы во дворец Долмабахче.
Семьей Бальян были построены многие дворцы и павильоны в Стамбуле. Дворцы Бейлербейи, Чыраган и Йылдыз являются яркими образцами архитектуры в неоосманском стиле, который был разработан этой армянской семьей. Все они отличаются тем, что выполнены в стиле итальянской и французской архитектуры эпохи Возрождения и дополнены чертами восточной архитектуры.
Османские мечети Наиболее примечательные османские мечети — султанские мечети, спроектированные великим архитектором Синаном в XVI веке. Имперские мечети выглядят ошеломляюще по сравнению с современными и обычно имеют дополнительные минареты, украшенные балконами шерефесор (şerefesor), с которых муэдзин призывает к молитве; монументальный двор (avlu); и самое главное — императорскую ложу (hünkar mahfili) — специальное место для султана, защищенное от постороннего взора. Наиболее грандиозные образцы султанских мечетей — мечеть Сулеймание, Султанахмет, мечеть Михримах-султан, мечеть Фатих и Большая мечеть Меджидие.
Гражданская архитектура Османской империи Несмотря на то, что османская гражданская архитектура имеет большое разнообразие форм и конструкций просто хотя бы потому что территория Османской империи была весьма обширной, наиболее показательные образцы, которые мы можем увидеть сегодня, находятся в Сафранболу, Бейпазары, Амасье и Стамбуле.
Османские дома, которые мы видим сегодня, появились главным образом в конце XVI века, когда городская элита обрела власть в городах. В них воплощены этические соображения высших слоев общества, живших в османских городах. Первые этажи этих домов имеют особую открытую планировку, которая словно интегрирует улицы во внутренние дворы или сады, в связи с чем планировка улиц здесь существенно отличается от западных городов. Важными элементами фасадов являются окна. Окна нижних этажей были небольшого размера и были защищены железными или деревянными решетками из-за их близости к общим улицам, в то время как на верхних этажах часто можно было увидеть эркеры со ставнями или решетками, которые обеспечивали уединенность и при этом позволяли впустить свет или выглянуть наружу. В различных регионах использовались различные строительные материалы в зависимости от климата, но, как правило, использовалось сочетание дерева и камня. Поскольку эти дома строились с учетом особенностей исламской культуры в Османской империи, основным принципом, который определял внутреннюю планировку домов, где зачастую жили вместе три поколения, была необходимость в уединении. Наличие перекрытий, центрального зала, называемого софа, покоев только для женщин (гаремлик) и только для мужчин (селямлик) было обусловлено главным образом влиянием этой культуры. Самым важным аспектом было то, что помещения имели несколько характерных отличий, таких как симметричные потолочные украшения, камин конический формы, ниши и встроенная мебель.